Готовность к школе

Тест для родителей «Готовим ребенка к школе»
Задайте своему ребенку ряд вопросов. 
За положительный ответ на вопрос начисляйте по 1 баллу.
П/п
Вопрос
Балл за положительный ответ
 1
В школе у меня будет много новых друзей.

 2
Мне очень интересно, какие в школе уроки.

 3
Я хочу дружить со всеми одноклассниками.

 4
Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.

 5
Интересно, как выглядит классная комната.

 6
Я обязательно буду учиться хорошо.

 7
Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни.

 8
Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду.

 9
Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - первоклассники.

 10
Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.


ИТОГО БАЛЛОВ:


Подсчитайте результаты
Если ваш ребенок набрал от одного до трех баллов, то стоит призадуматься. Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее.
От четырех до восьми баллов - хороший результат. Ваш малыш хочет в школу. Но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или сами уроки.
Девять-десять баллов - отличный результат! Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Может быть, он сохранит свое отношение к школе на протяжении всего школьного обучения.
Возможно, результат теста не оправдал ваших ожиданий, и вы увидели, что ваш малыш пока еще не совсем готов идти в школу. Не огорчайтесь, ведь не все дети обязательно должны хотеть учиться. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно. Причем нужно обращать внимание ребенка не только на то, что в школе у него будет много новых друзей и он весело будет проводить каникулы. Покажите ему, что учеба - это весьма занимательное занятие само по себе. Объясните, что в школе он узнает много нового и интересного. Уделяйте больше внимания школьной подготовке. Систематически выполняйте различные упражнения на тренировку необходимых качеств, на получение новых знаний. Занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес. Больше времени проводите с малышом, рассказывайте ему о школе, но не приукрашивайте. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.


Как часто учителя жалуются: дети приносят в класс массу игрушек, не понимая, почему не разрешают играть на уроках. Им не интересно учиться, они на приучены ограничивать свои желания, не задумываются над своим поведением. Начинают что-то, бросают, начинают новое, опять бросают. Если не получается. Раздражаются и отказываются вообще что-либо делать. Будущий первоклассник должен стремиться к школе осознанно, то есть иметь так называемую положительную школьную мотивацию. Есть интерес к учению – есть мотив к учебной деятельности, а это означает, что ребёнок хочет учиться.
Как же воспитать у ребёнка интерес к учению, желание учиться и при этом не отрывать его от чудесного мира детской игры, ведь детство проходит так быстро и уже не повторяется в будущем… Позволим себе несколько советов:
• Прежде всего, как это не покажется банально, любите ребёнка. Маленький человек должен знать, что его любят таким, какой он есть, но это не значит, что родители не хотят ему помочь стать лучше. Ваше желание заниматься с ребёнком должно быть совершенно искренним – вы с удовольствием с ним общаетесь, а не повинность отбываете.
• Вы должны быть по-настоящему заинтересованы занятиями, ребёнок почувствует, что вам это нужно и будет стараться и ради себя, и ради вас. Ведь мама (папа, бабушка и т.п.) – это главный человек, и если маме интересно, то и мне тоже. А раз мама так радуется, что я занимаюсь, значит это здорово!
• Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. «Вот Петя прекрасно читает, а ты…», «Лена считает до 100,а ты только до 10» и так далее. Такие сравнения обижают и отбивают всякую охоту к совершенствованию Сравнивайте ребёнка с ним самим: «Ты рисуешь гораздо лучше, чем раньше», «Теперь это у тебя получается».
• Отмечайте небольшие достижения ребёнка, как громадные победы. Похвалить за дело – не грех, это поможет почувствовать успех и придаст уверенности, что и дальше всё получится.
• Старайтесь всегда объяснять ребёнку, опираясь на понятные примеры, зачем он выполняет то или иное задание, что он узнает нового. При этом цель работы должна быть ясной и понятной.
• Занимаясь с будущим школьником, двигайтесь от простого к сложному. Выработка любого навыка идёт постепенно, и переходить к более трудным заданиям можно только после того, как выполнены более простые. Новые знания базируются на уже усвоенных.
• Родители, которым так хочется, чтобы у детей всё было замечательно, часто увлечённо обсуждают проблемы будущей школьной жизни. Но когда вы постоянно предупреждаете ребёнка о том, что «вот в школе тебе не позволят…», «не будешь сейчас делать, в школе придётся, там заставят», «тебя вообще в школу не возьмут», не ждите от маленького человека желания учиться в школе.
• Помните, что наибольшее удовольствие и наибольшее удовольствие и наибольшая польза получается от той работы, которая проделана самостоятельно. Поэтому старайтесь давать ребёнку возможность самостоятельных усилий и, следовательно, собственных достижений.

Теперь попробуем определить, есть ли у вашего ребёнка желание учиться – хочет ли он в школу? А заодно проверим, готовы ли вы определить это желание.
Раскрась «школу».
Что потребуется: цветные карандаши, альбомный лист.
Нарисуйте на альбомном листе, простым карандашом прямоугольник с окошками. Объясните, что это – школа и предложите ребёнку её раскрасить. Если будет выбран светлый, более «оптимистичный» по цвету карандаш – жёлтый, розовый, голубой, светло-зелёный – значит, со школой у ребёнка связаны радостные ожидания. Выбор чёрного, тёмно-коричневого цвета может свидетельствовать о том, что малыш настроен не очень благоприятно…
Если вы приготовите ещё один рисунок – снова прямоугольник с окошками – «школу», а в окошках кружками изобразите головы учеников (рисунок должен быть крупным), попросите ребёнка нарисовать лица детей – глаза и рты. Какие выражения лиц будут преобладать – грустные или весёлые. По этому тесту можно судить об эмоциональном отношении ребёнка к школе.

Поиграем в школу.
Предложите ребёнку поиграть в школу, причём выберите для себя роль ученика. Спросите его : «Чему ты будешь меня учить – танцевать, петь, прыгать, собирать что-то из конструктора или писать, читать, считать?» О положительной мотивации к поступлению в школу свидетельствует желание ребёнка «учить» вас школьным предметам – чтению, письму, счёту.

Спросите себя: «Хочет ли мой ребёнок учиться, умеет ли он заниматься?» Вы знаете своего малыша лучше всех, вы проводите с ним много времени, вы имеете возможность наблюдать за ним и подмечать те или иные особенности. Можете ли вы ответить на несколько вопросов:
1. Часто ли ребёнок задаёт вам вопросы?
*часто (5 баллов) *иногда (3 балла) *редко (1 балл)
2. Часто ли ребёнок просит, чтобы ему почитали?
*часто(5 б.) *иногда(3 б.) *редко (1 б.)
3. Занимается ли ваш ребёнок умственным трудом(разгадывание головоломок, решение задач)?
*часто(5 б.) *иногда(3 б.) *редко (1 б.)
4.Как поступает ребёнок, услышав занимательный вопрос?
*сам пытается ответить(5 б.) *по-разному(3 б.) *сразу сдаётся, просит, чтобы вы сами ответили на свой вопрос (1 б.)
5. Привлекают ли ребёнка занимательные виды деятельности?
*часто(5 б.) *иногда(3 б.) *редко (1 б.)
Если при подсчёте баллов у вас получилось от 17 до 25 – познавательная потребность развита достаточно сильно. Сумма от 12 до 16 – означает умеренно выраженную познавательную потребность. До 12 – говорит, что вам обязательно нужно уделить внимание развитию познавательной потребности!



Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу.

Готовность к школе предполагает не только и не столько конкретные знания об окружающем мире, хотя если ребенок дремуче невежествен, то учиться в школе ему будет очень трудно. Не принципиально, на самом деле, умеет ли он считать до десяти прямым и обратным счетом, знает ли времена года и названия месяцев, - хотя все эти знания, разумеется, нужны.

Почему перед школой это не самое главное? Практика показывает, что ребенок, физиологически имея в этом возрасте наглядно-образное мышление, иногда с трудом запоминает формальные вещи, например, ему не всегда легко выучить все двенадцать месяцев и запомнить их "подряд и вразбивку". Учат-учат родители и воспитатели, а от него как от стенки горох. Но вот он пошел в школу и стал ежедневно прописывать дату в тетрадке, да еще и время, когда Каникулы, само запоминается, да и летние месяцы наполняются новым смыслом. Вот и запомнился год, все двенадцать месяцев - информация перестала быть ненужной и чужой, он ее освоил, присвоил, сделал своей. Так что незнание месяцев - не признак неготовности к школе.

Но есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие?

1. Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки.
Он должен слышать, что в именах Тим и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо). Различение звонких и глухих, например г-к - тоже непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: кости и гости. Именно это умение обеспечит ему грамотность.

2. Чувство величины.
Суть числа, цифры, веса хорошо помогает понять обычное взвешивание. Но не на электронных весах, которые только и может сейчас увидеть ребенок в универсамах. На них кладут пакет картошки - и выскакивают цифры. Откуда они взялись? Почему именно эти, а не другие? Непонятно. А обычные весы делают понятным, что такое "взвесить". Килограмм яблок уравновешивает килограммовая гиря. И объяснять не надо. И так видно. Хорошо иметь дома аптечные весы. И говорить малышу, обращать его внимание: луковица весом 100 граммов в стакан не влезет, а 100 граммов гречки поместились. Что кусок пластилина, взвешенный на весах, один и тот же по весу, и если мы его сделаем лепешечкой, и если шариком. Тут не нужны объяснения, это надо просто усвоить, как никто не объясняет, что молоко белое, а вода прозрачная.
Готовим обед, даем ребенку стакан и разные банки с кастрюлями, пусть попереливает из одной в другую и убедится, что стакан воды - он в любой кастрюле стакан. Разделим яблоко на половинки, четвертинки, трети. Кучку фасоли, которая пойдет в суп, разделим на половины.
Разломаем апельсин на осьмушки. Надо сказать, что подобные занятия не только дают возможность нормально усваивать и понимать математику, но и развивают речь: "Половина, осьмушка, натрое".


3. Последовательность изложения мыслей.
Одна из частых причин непонимания задач - неумение излагать мысли, вычленять главное и второстепенное. Это умение необходимо для освоения любого школьного предмета. В математике, например. Примеры школьник решает, выучил алгоритм, а задачи не может, там нужно понимать, о чем именно идет речь. Значит, до школы у ребенка не сформировалось умение последовательно излагать текст.

4. Ориентация в пространстве.
В каком пространстве? В любом. Пространстве дома, комнаты, листа бумаги. А пространство - это математика, это геометрия.
Посылаем чадо в ванную, пусть положит на правую полку мыло, на
левую полотенце. И нужно обязательно знать, что левее - это еще сильнее влево, а правее - еще чуточку вправо. Попросите ребенка: "Поставь поближе, поставь подальше" - не факт, что каждый дошкольник справится.
В первую очередь детям нужно много двигаться, играть в подвижные игры. Он должен глазом чувствовать расстояние, рукой - вес, ощущать напряжение мышц, нужное, чтобы бросить с определенной силой, добросить на нужное расстояние, попасть в цель. Он должен чувствовать, что если делает большие шаги, то их нужно меньше, чтобы дойти до цели. А если маленькие - то больше.

5. Не "развивать функции", а жить вместе
Как получить гармонично развитого семилетку, всесторонне готового к школе? Для этого требуется совместное полноценное житие. Потому что развивать конкретные функции - это вовсе не значит нанимать гувернера или проводить развивающие занятия. Если ребенок живет вместе с родителями, а не в каком-то параллельном мире, то ежедневное участие в жизни семьи - залог его полноценного развития. Мы можем заниматься вместе с детьми чем угодно, хоть веники вязать, - и это будет их развивать. Потому что по ходу дела мы обсудим, что вот эти хворостинки гибкие, а эти жесткие, эти длиннее, а эти короче. Что веники сегодня какие-то буроватые, в отличие от сделанных пару дней назад, те были желтыми. Что сегодня связали пятнадцать веников, а завтра нужно сделать больше. Что закончить пока нельзя, потому что еще не довели дело до конца. И вместе уберем рабочее место. И наточим нож для завтрашней работы.
То же самое происходит, когда мы готовим обед. Еще совсем маленького, трехлетнего, мы попросим подать нам три луковицы: "Нет, ты дал две. Нужно еще одну". И попросим принести с полки чашку, ту, которая стоит справа. И положим в пирог двести граммов масла и двести же граммов муки, и обрадуемся вместе, что вес-то у них одинаковый, хотя объем они занимают разный.

Нет никакой разницы, чем именно занимаются родители. Важно, чтобы они занимались этим вместе с детьми. Потому что ребенок, с которым дома разговаривают, которому читают и дают рисовать, с которым вместе делают любые домашние или недомашние дела - обязательно будет у нас нормально развит. Достаточно строить с ним вместе из кубиков, запускать машинки, готовить обед и членам семьи и куклам, шуршать листьями в осеннем парке, разглядывать жучков на веточке, кататься на велосипеде... Жить.


Часто родители жалуются на дефицит времени. Действительно, все мы устаем на работе. Многие мамы работают, причем подолгу. Приходят домой поздно. Спорить с этим трудно. Да, если жизнь семьи складывается так, то приходится считаться с реальностью. Хотелось бы только обратить внимание на то, что устают все родители. Всегда. Воспитывать детей - это большая нагрузка. Поэтому при хронической усталости и занятости родителей есть два пути.
Путь первый - преодоление себя. В этом случае мы отлагаем свою усталость, лень, желание отдохнуть и расслабиться - и, придя домой, начинаем совместную жизнь с ребенком. Вопреки усталости и нежеланию. Дело в том, что крайне важно даже не количество, а качество общения. Тем важнее это, когда времени и сил в обрез.
Что это такое? Вот вы увидели на прогулке незнакомый цветок.
- Папа, что это? Колокольчик?
- Нет, не колокольчик точно. А что - я не знаю. Придем домой, посмотрим.
Так вот, придя домой, обязательно - не забыв, без напоминаний ребенка! - посмотрите, что это был за цветок. В Интернете, в справочнике растений средней полосы, еще где-то. Разумеется, для этого нужно иметь источники информации. Сколько времени займет такое выяснение? Пять минут, пятнадцать? Не больше. Это совсем недолго и малоутомительно, согласитесь. Но польза для развития ребенка огромна. Дело даже не в том, что он узнает название конкретного цветочка, получит ответ на какой-то вопрос. Главное - что он увидит, как именно нужно добывать информацию и возьмет этот метод на вооружение. Или не возьмет. Но вы свое дело - сделали. Показали. Раз, другой, третий. Вы дали ребенку возможность, вот что главное. И начали своими действиями формировать стереотип его поведения. В данном случае этот стереотип следующий - если я чего-то не знаю, то нужно посмотреть в книге или еще где-либо. Это и есть развитие.
Второй путь - оплачивать работу специалистов. Няни, гувернантки, психолога, логопеда. Нет у меня времени, желания, нет уверенности, что я - мама или папа - сделаю это хорошо, нет сил заниматься своим ребенком, - я поручаю его человеку, которому доверяю. Этот способ имеет свои подводные камни и часто приводит к разочарованиям.
Однако нередки и удачи. Родители должны понять главное: ребенок не растет сам по себе. Не тешьте себя иллюзией, что без усилий со стороны взрослых вырастет прекрасная роза. Живучий бурьян - пожалуйста, но культурное ухоженное растение вырастет лишь там, где за ним ухаживают.

Комментариев нет:

Отправить комментарий