Как известно, человек воспринимает информацию об окружающем
мире через органы чувств. В зависимости от особенностей восприятия и
переработки информации людей условно можно разделить на три типа:
- визуалы – воспринимают большую часть информации с помощью
зрения;
- аудиалы – в основном получают информацию через орган
слуха;
- кинестетики – люди
"чувств", и мир они воспринимают через эмоции, тактильные ощущения,
запахи, физические ощущения.
Если ребенок Визуал
Ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите
это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен. Это не имеет никакого
отношения лично к вам. Он больше других детей пугается эмоциональных вспышек
окружающих и конфликтов. Быстрее воспринимает материал, который хорошо
иллюстрирован. Легче приобретает навыки путем наблюдения. На индивидуальных
занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.
Малыш-визуал при восприятии информации больше полагается на
зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу
предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон.
Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и
игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают
рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку (например, на аудио кассете
или в исполнении мамы). Для ребенка-визуала важно, что на нем одето, он сам
выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к
украшениям, заколкам, бантикам. Малыш-визуал первым делом запомнит и расскажет,
кто, в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка.
Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в
лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми. В общении со сверстниками
ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную
игру), может подолгу играть один. В воспитании малыша-визуала необходимо
уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению
общаться), физической координации.
Если ребенок Кинестетик
Для него больше чем для других важны прикосновения, по ним
он судит о том, как вы к нему относитесь. У него чаще чем у других детей,
меняется настроение, он раним и обидчив. Лучше всего запоминает информацию в
процессе деятельности. Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть
активную роль.
Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений,
движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано
начинает ходить. Такой малыш любит активные игры, связанные с прыжками, бегом,
борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом.
Малыш-кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные
ощущения, поэтому чаще ласкайте, прижимайте к себе, целуйте, старайтесь меньше
употреблять любимую родителями фразу "Не трогай!"
Если ребенок Аудиал
Любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать
даже сам с собой-это нормально. Вряд ли поймет ваш выразительный взгляд
(сердитый, обиженный, гневный) – ему лучше объяснить словами что вы чувствуете.
Он хорошо запоминает словесный материал. Для быстрого приобретения навыков
предложите ребенку комментировать то, что он делает.
Дошкольник-аудиал познает окружающий мир через звуки,
поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие
малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать,
доказывать. Придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но
в подвижных играх участвовать не любит. Дети-аудиалы очень общительны. Они
могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со
зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на
горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с
помощью игр, упражнений.
Специалисты говорят:
• от визуала
можно требовать быстрого решения задач;
• от аудиала -
немедленного повторения услышанного им материала;
• от
кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом
отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении
работы на уроке или дома рекомендуется:
• визуалу
разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и
запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
• аудиалу не
делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами
- так ему легче справиться с заданием;
• кинестетика
не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему
возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске,
дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче
происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на его «языке».
Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и
его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум
практически не мешает.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
• с визуалом
используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя
цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя
схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
• с аудиалом
используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи
(особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
• с
кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную
скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством
мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять
им проигрывать в ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет
сделано "на его языке":
• визуалу
лучше покачать головой, погрозить пальцем;
• аудиалу -
сказать шепотом "ш-ш-ш";
• кинестетику
- положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется,
любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные
каналы восприятия.
Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит,
что другие органы чувств у него практически не работают.
Их можно и нужно
развивать.
Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем
эффективнее идет процесс обучения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий