суббота, 12 февраля 2011 г.

Ребёнок и Телевизор

Наверное, уже ни для кого не секрет, что телевизор оказывает отрицательное влияние как на физическое, так и на психическое здоровье ребёнка, мешает полноценно развиваться его личности, плохо сказывается на формировании его характера. Ведь часто дети смотрят по телевизору передачу за передачей, не отделяя хорошее и полезное, от вредного и ненужного. Они впитывают любую информацию как губка. А что чаще всего «льётся» с наших экранов? Какая информация? Большая часть этой информации просто не предназначена для детских глаз и ушей.
Конечно, мы все про это знаем, нам постоянно твердят о вредном воздействии телевидения психологи и ученые, занимающиеся этим вопросом. Но ведь так удобно включить малышу мультик и идти заниматься своими делами. Ребёнок не хулиганит, не пристаёт, ничего не просит, а спокойно наблюдает за экранной жизнью. Нередко, как только ребёнок научается сидеть, родители усаживают его перед экраном. И главным «воспитателем» малыша становится телевизор.
Но всё, что происходит с ребёнком в раннем детстве, остаётся с ним на всю жизнь. И если с малого возраста он привык «общаться» с телевизионными героями, то потом его будет очень сложно чем-то отвлечь.
У большинства современных детей просмотр телевизора занимает больше времени, чем общение со взрослыми! Телевизор всё больше заменяет беседы и разговоры с родителями, чтение книг, интересные игры, бабушкины сказки. А ведь внутренний мир малыша только начинает складываться и огромную роль в его формировании как раз и играет всё то, что он получает от взрослых: совместные занятия и прогулки, игры, сказки.
Если ребёнок недополучает общения со взрослыми, то его заменяет телевидение. И уже тогда телевизионные воздействия будут формировать душу и ум ребёнка, воспитывать его вкусы и взгляды на мир. Плохо то, что малыш не может выключить телевизор, переключить на другой канал – он смотрит всё подряд. И считает, что всё, что ему преподносится – это истина (тем более, если родители сами любят смотреть телевизор).
Вот некоторые последствия «экранного» образа жизни у малышей:
  • Отставание в развитии речи: дети поздно начинают говорить, они мало разговаривают, их речь бедна и примитивна. Некоторые родители считают, что нет никакой разницы, кто говорит с ребёнком – взрослый или мультяшный герой? Но между тем, разница очень большая. Ведь речь – это не подражание чужим словам. Малыш овладевает речью только в живом, непосредственном общении. Он должен не только слушать чужие слова, но и отвечать, вести диалог. Речь, не обращённая к ребёнку лично, остаётся для него лишь «пустым звуком». Поэтому ребёнок, проводящий много времени перед экраном телевизора, будет предпочитать молчать и изъясняться с помощью жестов или криков.
  • Неспособность к концентрации на каком-либо занятии, незаинтересованность делом, невозможность долго удерживать внимание на каком-либо предмете;
  • Сложности в восприятии информации на слух: слышимая речь не вызывает у ребёнка каких-либо образов и впечатлений. Ему трудно читать, т.к. он понимает смысл только отдельных слов и коротких предложений, но не может связать их воедино. А в результате, не понимает прочитанный текст в целом;
  • Снижение фантазии и творческой активности: дети теряют способность и желание чем-то себя занять. Не придумывают новых игр, не сочиняют сказки. Им скучно рисовать и придумывать новые сюжеты, проще включить телевизор и получать готовые «развлечения»; - Повышение детской агрессивности и жестокости. Дети дерутся, бьют, ломают не потому, что они плохие и злые, не ради каких-то целей, а «просто так», просто на душе у них пусто и темно, и хочется острых ощущений.

Но телевизор можно направить и на благо воспитания, если правильно с ним обращаться. И конечно начинать опять-таки нужно с себя. Если родители сами подолгу сидят перед экраном и смотрят всё подряд, если телевизор не выключается целый день, а служит постоянным фоном, то вполне понятно желание ребёнка делать также. Мы – главный пример для подражания и непререкаемый авторитет в глазах малыша! Если малыш будет видеть, что его родители постоянно чем-то заняты и получают удовольствие от своей деятельности, то он последует их примеру, и ему некогда будет тратить время на просмотр телевизора.

Старайтесь смотреть только определённые передачи, а в остальное время выключать телевизор. В присутствие малыша избегайте просмотра боевиков, фильмов ужасов, новостей и т.п. Подбирайте для ребёнка мультфильмы и фильмы, которые несут свет и теплоту, учат добру и другим позитивным качествам. Помогайте малышу правильно понимать и осмысливать происходящее на экране, сопереживайте героям фильмов.

Строгие запреты на просмотр телевизора вряд ли помогут. Это вызовет у ребёнка протест и негодование, но не решит проблему. Ведь, как известно, запретный плод сладок, а потому ребёнок либо научится вас обманывать, либо затаит такую обиду, которая воздвигнет между вами поистине непреодолимую преграду.

Постарайтесь воспитать в ребёнке хороший вкус, который научит его выбирать полезные образовательные передачи, книги, игры. Заполните день малыша интересными и разнообразными событиями. Уделяйте ребёнку больше времени и внимания. Если у малыша мало друзей, и он испытывает трудности в общении со сверстниками, помогите ему решить эту проблему и приобрести новых друзей.

Договаривайтесь с ребёнком заранее, какие передачи он будет сегодня смотреть, (можно подчеркнуть их в телепрограмме) и строго следуйте намеченному плану. Не поддавайтесь на уговоры малыша «посмотреть ещё что-нибудь». Отвлеките его, предложив иное развлечение, лучше – совместное с вами.

Свободный доступ к телевизору можно предоставлять ребёнку только после семи-восьми лет, когда он научится использовать его по назначению. Когда экран для него будет средством получения полезной информации, а не главным воспитателем в жизни

2 комментария:

  1. Полностью согласна!
    Телевизор оказывает ОЧЕНЬ вредное воздействие не только на неокрепшую детскую психику и развитие ребенка, но и на взрослых!
    А как недооценивают родители влияние телевизора, который работает фоном (некоторые люди говорят, что не могут находиться в тишине, и телевизор в их доме работает постоянно).
    Разница между интеллектуальным, психологическим и нравственным развитием детей, воспитанных, можно сказать, телевизором, и воспитанных без телевизора, огромна!
    Поэтому мы держим в доме телевизор только для передачи "Спрокойной ночи, малыши" и для новогодних концертов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия25.7.13

      И очень жаль, что много таких семей, в которых телевизор выполняет роль няни. Ведь так гораздо удобнее, чем продумывать постоянно совместное время с ребенком.. Это труд.

      Удалить